Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей , активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими. Поведенческие и характерологические особенности подростков:
- направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;
- низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий. Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения.
Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:
- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
- неэффективность досуговой системы;
- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами.
В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.
Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.
Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи. Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.
В целях поиска наиболее эффективных методов психолого-педагогического воздействия, направленных на профилактику экстремальных форм поведения в подростковой среде Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних.